ООО КСТК
Строительные советы
Маленькая подсказка. Не торопитесь заклеивать обоями освободившееся отверстие в бетонной стене. Заложите в него какой-нибудь металлический предмет: шарик, винтик, канцелярскую кнопку. С помощью небольшого магнита всегда можно будет отыскать старое отверстие, чтобы не сверлить новое.

Крановая техника

Многообразие различных видов подъемно-транспортного оборудования, применяемого в промышленности и на транспорте, необычайно велико. И что особенно важно, непрерывно ширится номенклатура крановой техники, освоенной российскими предприятиями. Самоходные краны на специальном шасси автомобильного типа и на колесном ходу были рассмотрены в предыдущей статье, здесь же мы остановимся на некоторых других, наиболее распространенных подъемных механизмах.

Самоходные гусеничные краны

Как видно из названия, этот тип кранов базируется на гусеничном шасси. Такая конструкция, понятно, снижает возможности транспортировки кранов, зато достигаются большая высота подъема и увеличение массы груза, что диктуется увеличивающейся высотой возводимых сооружений и развитием крупноблочного монтажа. Отказ от самостоятельности перебазирования крана с объекта на объект потребовал внедрения принципа агрегатного построения – это позволяет значительно облегчить демонтаж и перевозку узлов. Современные гусеничные краны могут работать как от собственного дизель-электрического агрегата, так и от внешней сети. Мощные самоходные гусеничные краны обычно включают ходовую и поворотную части, лебедку, механизм вращения, генераторную и дизель-электрическую станции, монтажную стойку, кабину, опорно-поворотное устройство, стреловое и башенно-стреловое оборудование, грузовые подвески и крюковые обоймы. Для автодорожной перевозки крану придается специальное транспортное оборудование, трансформирующее его в полуприцеп.

Гусеничные краны выпускаются в России Челябинским механическим заводом (серия ДЭК и монтажный гусеничный кран МКГ-25-01Б), Ульяновским мехзаводом №2 - гусеничные краны МКГС-100.1, МКГС-125.1 и МКТ-250 (от 100 до 250 т), Юргинским машзаводом из Кемеровской обл., Чебаркульским крановым заводом (МКГ-25.01А с раздвижным гусеничным ходом в башенном или стреловом исполнении). Ухтинский механический завод осваивает производство стрелового самоходного крана КС-3673ХЛ на базе трактора грузоподъемностью 16 т, оборудованного сварочным двухпостовым агрегатом и газорезательным оборудованием. ОАО "Спецмаш" предлагает кран СГК-80Р грузоподъемностью 80 т. Из импортных машин имеют успех германские краны RDK-250, продажи и обслуживание которого налажены челябинским ЗАО ПКП "Двигатели, приборы, автоматы". Этот кран давно известен в России и успел хорошо зарекомендовать себя. Заметным поставщиком гусеничных кранов из дальнего зарубежья является Япония, хотя доля таких машин на российском рынке невелика.

Краны на рельсовом ходу

Самоходные краны этой конструкции перемещаются по стройплощадке (грузовому порту и т.д.) благодаря железнодорожному пути. Самый известный производитель техники на этом сегменте рынка - Кировский машзавод 1 Мая. Популярны гидравлические краны КЖ-472 (15 т), КЖ-871 (50 т) , КЖ-971 (80 т), КЖ-1571 (150 т) и многие другие. На заводе запущены в производство новые железнодорожные дизель-электрические краны КЖ-462 и КЖ-562 грузоподъемностью 16 и 25 т, предназначенные для эксплуатации на путях колеи 1435 и 1520 мм. В основном исполнении краны изготавливается со стрелой длиной 15 м и грузовым крюком для переработки штучных грузов, но может быть укомплектован вставкой стрелы длиной 5 м, грейферами и проч. ОАО "Сокол" (Самара) также производит технику на ж/д ходу - кран "Сокол 80.01" грузоподъемностью 80 т. Этот кран - результат реконструкции кранов немецкого производства типа ЕДК-500, с полной заменой крановой поворотной части. Ухтинский механический завод освоил выпуск нового десятитонного крана КБМ-401ХЛ с балочной стрелой, предназначенного для многоэтажного домостроения, а также башенный кран-погрузчик КБ-309.05АХЛ с балочной стрелой на портале, обеспечивающий пропуск ж/д платформ и вагонов. Давно известны передвижные полноповоротные башенные краны на рельсовом ходу КБ-202УХЛ, КБ-309АХЛ и их модификации, КБМ-401ХЛ. Многие модели этого завода разработаны специально для условий Севера. На ОАО "Пролетарский завод" в Санкт-Петербурге по заказу МПС России (впервые у нас в стране) изготовлен рельсовый кран с гидравлическими приводами грузоподъемностью 150 т. ОАО "Механический завод" (С.-Петербург) успешно поставляет башенные краны КБ-503Б, ведется работа по выпуску новых усовершенствованных кранов на базе КБ-503 с высотой подъема до 80,6 м (КБ-503Б.21) и до 90,2 м (КБ СМ-503Б) и вылетом стрелы до 50 м. Русский крановый завод из Барнаула поставляет башенные краны - РБК-5.60, КБ-415 (исполнения 00,01,02,03,04), КБ-411-04, КБ-411-05, КБ-404.4 и гидравлический с телескопической стрелой КЖТ-561. ОАО "Нязепетровский краностроительный завод" выпускает модели КБ-403.Б, КБ-408.21, КБ-373 и другие. Некоторые башенные краны завода выпускаются как стационарные с неповоротной башней, свободно стоящей на опорной раме или непосредственно закрепленной на фундаменте.

Козловые краны

У этих кранов несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. Козловые краны устанавливаются на открытых складских и монтажно-строительных площадках и применяются для обслуживания складов, штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Металлоконструкция козловых кранов может изготавливаться в решетчатом, сплошно-металлическом или трубчатом исполнении. Применение типов металлоконструкций и тележек зависит от характера производимых работ, а также места установки конкретного крана. Бывают и т.н. полукозловые краны - у них несущие элементы конструкции опираются на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой при помощи опорной стойки.

Козловые краны выпускает множество российских заводов: 149-й механический завод (Москва), Уфимский краностроительный завод, ОАО "Балткран" (Калининград), Русский крановый завод (Барнаул), Бываловский машиностроительный завод (Вологда), Уралмашзавод (Екатеринбург), Кран-Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца ("КРАН-Умз", Тульская обл.), Магнитогорский крановый завод. ОАО "Бурея-Кран" (Амурская обл.) представлен козловыми (в том числе контейнерными грузоподъемностью до 25 т) электрическими кранами. Набережночелнинский крановый завод поставляет легкие козловые краны типа ККТ-П (5 и 10 т). Представлены на рынке Урюпинский крановый завод (Волгоградская обл.), Пышминский завод подъемно-транспортного оборудования, Сибирский завод тяжелого машиностроения (Красноярск).

Мостовые краны

Это краны, у которых несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь. Мост крана перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъемной лебедкой. Помимо крюка, может использоваться магниты или грейфер, что значительно расширяет область применения двухбалочных мостовых кранов. Мостовые специальные краны с грейфером и магнитом нашли широкое применение в металлургическом производстве. Однобалочные мостовые краны значительно выигрывают по массе перед кранами двухбалочного исполнения. На них можно применять грузовую тележку консольного типа, что позволяет расширить возможность подхода главного крюка за счет уменьшения "мертвых зон" в торцах зданий. Главная балка однобалочного мостового крана образует вместе с концевыми балками П-образную конструкцию. Модификация крана - мостовой кран-штабелер: так называется крановый мост, по которому перемещается грузовая тележка с закрепленной на ней вертикальной колонной, как правило поворотной. По ней вертикально перемещается грузоподъемник, имеющий вилочный или специальный захват груза. Кран-балкой называют крюковой однобалочный кран, имеющий в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. В металлургической промышленности используются также ковочный, литейный, завалочный, колодцевый, посадочный, стрипперный и другие подъемные механизмы. Вообще, мостовые краны являются основным грузоподъемным оборудованием производственных цехов и складов.

Мостовые краны выпускают все предприятия, перечисленные в разделе об их козловых "собратьях", и еще некоторые: Красногвардейский крановый завод (Свердловская обл.), специализирующийся на изготовлении мостовых электрических и ручных кранов (1-10 т), Ленинградский крановый завод (АСК) и другие предприятия.

Консольные краны

Бывает две разновидности - настенно-консольный кран, состоящий из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъемной лебедкой, и колонный кран – в его конструкции использована не настенная ферма, а стационарная колонна. Настенно-консольные краны применяют в цехах для уменьшения объема работы мостовых кранов, а колонные - главным образом в цехах машиностроительных заводов для обслуживания отдельных агрегатов.

Консольные краны выпускаются многими крановыми заводами России, перечисленными выше.

Портальные краны

Эти краны состоят из передвигающегося по подкрановым путям портала и установленной на нем поворотной части со стреловой системой. Применяются для перегрузочных и монтажных работ в морских и речных портах, на судостроительных и судоремонтных заводах и в плавучих доках, при строительстве гидротехнических сооружений. Перегрузочные портальные краны бывают в крюковом или грейферном, монтажные - в крюковом исполнении. Порталы кранов бывают 3- и 4-опорными, ширина колеи подкранового пути 6, 10,5 и 15,3 м (для размещения под порталом одного, двух или трех железнодорожных путей). Поворотная часть опирается на опорно-поворотное устройство в виде поворотной платформы неподвижной или вращающейся колонны. Грузоподъемность перегрузочных кранов 5-40 т, монтажных - до 300 т, максимальный вылет стрелы 40 м. Полупортальный кран, как видно из его названия, устанавливается на полупортал, предназначенный для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта. В названиях портальных кранов приняты следующие условные обозначения: КПМ- кран портальный монтажный, КПП- кран портальный перегрузочный, КПД - кран портальный доковый. Например, КПП 10(12,5)-30-10,5: 10 - грузоподъемность (т) при работе грейфером; 12,5 - грузоподъемность (т) при работе крюком; 30 - наибольший вылет (м); 10,5 - колея портала (м).

Портальные краны грузоподъемностью до 40 т в России производят Уралмашзавод (Екатеринбург), ОАО "Балткран" (Калининград), ООО "Завод ПТО им. С.М. Кирова" (С.-Петербург). Так, недавно калининградцы совместно с немецкой фирмой Kranbau Eberswalde изготовили первый российский 50-тонный портальный кран. Из предприятий СНГ известно ОАО "Азовмаш" (Мариуполь, Украина).

Плавучие краны

Плавкран - судно технического флота, представляющее собой подъемный кран, установленный на понтоне. Плавучие краны бывают морской и речные, самоходные (передвигающиеся со скоростью 5-8 уз) и несамоходные. По конструкции грузоподъемного устройства они делятся на полноповоротные и неповоротные (мачтовые, козловые и др.), по способу изменения угла наклона и вылета стрелы - с жестким (с помощью винтового механизма) или гибким (с помощью полиспастной система) закреплением стрелы. Вообще говоря, плавкраны бывают самыми разными – например, портальный кран на железнодорожном ходу схемы М. Козлова применялся на строительстве стационарного моста через Аму-Дарью в 1980 г. Грузоподъемность полноповоротных универсальных плавкранов достигает 600 т, полезный вылет стрелы - 30 м. У полноповоротных кранов, предназначенных для монтажа стационарных оснований на морской промыслах нефти и газа, и неповоротных тяжелых кранов, участвующих в специальных работах, грузоподъемность достигает 3000 т, вылет и высота подъема гака - 35 и 110 м соответственно. На время стационарной работы плавкрана с него отдают штатные якоря, а при волнении свыше 3 баллов - тяжелые якоря, массивы, анкера-присоски или выстреливаемые анкера. Речные самоходные плавкраны имеют грузоподъемность до 16 т при вылете стрелы до 30 м, а несамоходные могут поднимать до 150 т груза. На реках нередко используются гидравлические краны-манипуляторы – они хорошо подходят для очистки малых рек и водоемов в прибрежной зоне от крупногабаритных предметов в условиях, труднодоступных для применения традиционной береговой техники, а также для работ на прибрежных объектах. Самоходные варианты плавкранов передвигаются по воде с помощью штатных средств моторизации понтонных парков. Другие приходится перемещать на буксире или толкачом.

Плавкраны выпускают верфи, судостроительные и крановые заводы - ОАО "Пролетарский завод" (С.-Петербург), ОАО "Балткран" (Калининград), ОАО "Завод Нижегородский Теплоход", НПО "Судоремонт" (Н. Новгород), ООО "Севморверфь" из Севастополя (морские самоходные полноповоротные плавучие краны г/п от 50 до 500 т) и другие.

Летающие краны

Так можно назвать транспортные вертолеты-краны, предназначенные для транспортировки крупногабаритных, нестандартных грузов и техники на внешней подвеске (до 20 тонн). С помощью этих машин можно устанавливать опоры линии электропередачи, опоры различных видов канатных дорог и их подъемников, трубы ТЭЦ, домен, теле- и радио вышки, мосты, водонапорные башни, нефтяные вышки на суше и в море, разгружать транспортные морские суда и так далее.

Первым грузовым вертолетом-краном в России был двухмоторный ЯК-24 – он с успехом выполнял работу в условиях Арктики и тайги, в труднодоступных горных местностях. Машина могла поднимать более 6,5 т на высоту 2000 м и не имела себе равных в мире. Затем транспортные вертолеты стали выпускаться фирмами Миля и Камова. Так, в середине 1960-х был поставлен в производство вертолет-кран Ми-10К, и в дальнейшем машины предприятия совершенствовались – Ми-12 (рассчитан на транспортировку крупногабаритных грузов массой до 25 т), Ми-26 (до 20 т) и другие. ОКБ Камова разработало Ка-32К - вертолет-кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора с электродистанционным управлением и системой гашения колебаний подвешенного на тросе груза. Машина дополнительно снабжена двухкамерной и двухэкранной системой для наблюдения за подъемом и монтажом груза и за поведением его в полете. Вертолет способен выполнять "ювелирные" монтажные работы. Ка-32К впервые был показан на авиационно-космической выставке в Берлине в 1992 году.

В промышленности работают не только вышеперечисленные краны, но и множество их разновидностей. Можно не сомневаться, что с ростом производства на российских предприятиях будут востребованы различные, порой самые специфические подъемные устройства.

Смотрите также

Как выбрать межкомнатную дверь?


Читайте также:
Как выбрать тепловую завесу? Как организовать коммунальные услуги без ЖЭКа? Какие бывают разновидности древесного материала для строительства? Что следует знать, прежде чем клеить виниловые обои в квартире? Уникальный небоскреб с подвижными блоками-апартаментами