ООО КСТК
Строительные советы
Краска должна наноситься тонким слоем. Пытаться покрыть поверхность за один раз, конечно, не следует. Окрасьте ее вторично (после того, естественно, как высохнет первый слой). Помните, что два или три тонких слоя краски всегда прочнее одного толстого.

Траншейные экскаваторы: из истории строительной техники

Ну а предмет нашего рассмотрения - первый советский траншейный экскаватор МК-1 (на заглавном фото в начале статьи) был собран в январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии. Освоение выпуска данных экскаваторов освободило нашу страну от закупок аналогичной техники за рубежом.

МК-1 предназначался для рытья траншей глубиной 2,25 под укладку водопроводных и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на цепном приводе и имел производительность 80 м3. В 1935 г. на том же предприятии был создан специальный траншейный экскаватор МТТ, использовавшийся на строительстве трамвайных путей в Москве. В 1938-1939 г.г. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного траншейного экскаватора МК-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м., предназначенного для строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил недостаточную износостойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к частым и дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил опытный образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной глубиной копания 1,5 м.

30-е годы

В середине 30-х годов траншейные экскаваторы выпустил также Киевский завод "Красный экскаватор". Им была освоена модель цепного экскаватора МК-II с максимальной глубиной копания 6м при ширине 1,2м. Эта модель являлась на тот момент самой крупной в СССр и предназначалась для рытья траншей под водопроводные и канализационные магистрали. МК-IIне смог найти широкого применения из-за большого веса и габаритов, а также малой маневренности и производительности. Перед войной в 1940 г. на Киевском заводе создали опытный образец более совершенного цепного экскаватора МК-III с переменной шириной экскавации. При такой же глубине, как и у МК-II, новая машина могла рыть траншеи шириной 1,2; 1,5; и 1,8 м.

40-е годы

Всего до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было выпущено 525 траншейных экскаваторов, из них около 500 - на Дмитровском экскаваторном заводе. Во время войны траншейные экскаваторы почти не выпускались, лишь Дмитровский завод, эвакуированный в ноябре1941 года в Тюмень, за период с 1942 по 1945 г.г. изготовил девять экскаваторов МК-I. В 1946 году в нашей стране было выпущено всего два траншейных экскаватора, оба на Дмитровском экскаваторном заводе.

Послевоенные годы

В первую послевоенную пятилетку основным производителем траншейных экскаваторов являлся Дмитровский завод. После войны предприятие возобновляет выпуск экскаваторов КГ-65. В 1947 году здесь был начат выпуск модернизированного экскаватора-канавокопателя МК-IМ для рытья траншей глубиной до 3,5 м. После очередной модернизации МК-IМ получил индекс ЭТ-351 и выпускался до 1951 года, когда ему на смену пришел более совершенный экскаватор ЭТН-352 с аналогичными рабочими характеристиками. К концу 40-х годов предприятие освоило производство цепного экскаватора ЭТ-251 для рытья канав с максимальным профилем 1,1х2,5 м. Машина с такими характеристиками на тот момент была наиболее востребована. Еще один экскаватор начала 50-х годов, выпускавшийся в Дмитрове, - ЭТ-121. Эта наиболее легкая из модельного ряда дмитровских траншейных многоковшовых экскаваторов машина предназначалась для рытья траншей прямоугольного сечения - 0,5х1,2 м, при прокладке линий связи и силовых кабелей. В отличие от всех ранее освоенных отечественных экскаваторов, ЭТ-121 представлял собой навесное оборудование на стандартный сельскохозяйственный трактор СТЗ НАТИ. Такая конструкция снижала стоимость и трудоемкость изготовления машины.

50-е годы

В 1955 году экскаваторы ЭТ-251 и ЭТН-352 снимаются с производства, и со следующего года начинается серийный выпуск универсального траншейного экскаватора ЭТУ-353. Универсальным экскаватор назван потому, что он заменил оба типа экскаваторов, имел сменное оборудование для рытья траншей в мерзлых грунтах, а также оборудование для получения траншей со ступенчатыми стенками в неустойчивых грунтах. В 1954 году роторный экскаватор КГ-65 был заменен усовершенствованной машиной ЭТР-152, продержавшейся на конвейере совсем недолго, до 1956 года. А уже с 1957 года завод начинает производство мощного роторного траншейного экскаватора БТМ, смонтированного на базе артиллерийского тягача, именовавшегося "изделие 409У". 28-тонная машина отрывала траншеи глубиной до 1,5 м. Несмотря на немалый вес, машина развивала довольно высокую транспортную скорость - до 35,5 км/ч. Экскаваторы серии БТМ в разных модификациях выпускались вплоть до конца 70-х годов. Главным потребителем такой техники долгое время оставались Вооруженные силы.

Год от года рос объем выпуска техники на Дмитровском экскаваторном заводе. Если в 1946 году предприятие изготовило всего два траншейных экскаватора, то спустя десять лет, в 1956 году, их производство увеличилось до 439 штук.

На Киевском заводе "Красный экскаватор" в первой половине 50-х годов изготовлялись дренажные экскаваторы ЭТ-141, предназначенные для рытья траншей с заданным уклоном под укладку гончарных труб. Уже в 1957 году на смену 141-й модели приходит ЭТ-142, базовой машиной этого экскаватора служил доработанный гусеничный трактор ДТ-54. В том же 1957 году осваивается производство цепного экскаватора ЭТН-122, который стал первой в Советском Союзе траншейной машиной на базе колесного трактора МТЗ-5 Беларусь. Легкий маневренный экскаватор, обладающий довольно высокой транспортной скоростью (по сравнению с гусеничными машинами), позволял отрывать траншеи сечением 0,4x1,2 м под укладку кабеля. Применение плужковых рабочих органов сделало возможным непосредственный отвал отрываемого грунта из траншеи.

Производством роторных траншейных экскаваторов для нужд газовой промышленности занимался Московский экспериментально-механический завод (МЭМЗ). В 1950-1954 гг. на базе, коренным образом переделанного трактора С-80 выпускалась модель ЭР-2, предназначенная для укладки магистральных трубопроводов. Ротор экскаватора, оснащенный 14 ковшами, разрабатывал траншею сечением 0,85x1,7 м. В 1953 году отраслевое СКБ "Нефтестроймашина" разработало новую конструкцию экскаватора ЭР-4 с глубиной копания 1,8 м. Главным отличием от предшественника было то, что рабочий орган выполнялся в виде полуприцепа к базовому трактору С-80, благодаря чему последний подвергался минимальной переделке. С 1958 по 1962 год МЭМЗ серийно выпускал дизель-электрический экскаватор ЭР-5, созданный на основе ЭР4. Его основные рабочие характеристики были выше, чем у ЭР-4 (глубина копания - 2,2 м). В 1959 году завод освоил выпуск роторного траншейного экскаватора ЭР-7А, созданного на основе трактора С-100, занимавшего промежуточное положение по рабочим характеристикам между моделями ЭР-4 и ЭР-5. Также в тот период предприятие изготовляло легкий 10-тонный экскаватор ЭР-6 на тракторе ДТ-54 (остальные модели имели массу 20-25 т), предназначенный для рытья траншей сечением 0,5x1,2 м.

Бурное развитие мелиоративного строительства в нашей стране требовало создания дополнительных мощностей по выпуску специализированных экскаваторов для мелиорации. В период 50-60-х годов такая техника была освоена сразу на трех предприятиях - Таллиннском заводе, Брянском заводе ирригационных машин и Брянском заводе дорожных машин. В 1956 году в ряды производителей траншейных экскаваторов вошел Таллиннский экскаваторный завод. Сюда было передано с завода "Красный экскаватор" производство дренажных экскаваторов ЭТ-142, а также легких цепных экскаваторов ЭТН-122 на базе трактора Беларусь. В 1957 году Таллиннский завод перешел к выпуску более легких дренажных экскаваторов ЭТН-171 массой 9,2 т, способных разрабатывать траншеи сечением 0,5x1,9 м.

60-е годы

В 1960 году ЭТН-122 подвергся модернизации, трансформировавшись в модель с индексом ЭТН-123, а уже в 1961 году появился усовершенствованный ЭТН-124, снабженный кабиной. Спустя четыре года начинается производство экскаватора ЭТЦ-161 на шасси новой модели трактора МТЗ-50 Беларусь с более мощным двигателем. Это позволило повысить глубину копания с 1,2 м до 1,6 м. В 1967 году на смену экскаватору ЭТН-171 пришел ЭТЦ-202, оснащенный объемным гидроприводом с бесступенчатым регулированием скоростей передвижения. У экскаватора для мелиоративных работ ЭТЦ-202 была и общестроительная модификация ЭТЦ-201, предназначенная для рытья траншей глубиной до 2 м. В конце 60-х годов предприятие освоило изготовление цепного скребкового узкотраншейного экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-163, применяемого для рытья траншей с одновременной укладкой труб.

В 60-х годах выпуск траншейных экскаваторов осваивается на Брянском заводе ирригационных машин. Первой стала уже известная, модернизированная к тому времени, модель ЭР-7АМ Московского экспериментально-механического завода. В дальнейшем предприятие сосредоточило усилия на выпуске траншейных экскаваторов двух типов - для мелиоративного и нефтегазового строительства. С 1966 по 1969 гг. завод изготовлял двухроторные экскаваторы ЭТР-122 для рытья оросительных каналов за один проход. Рабочими органами машины являлись два наклонных ротора бесковшового типа. Для рытья оросительных каналов глубиной до 3 м и шириной по верху до 13 м в 60-70-е годы выпускались шнекороторные дизель-электрические экскаваторы ЭТР-301 массой 78 т. К этому же периоду относится более легкая 35-тонная модель ЭТР-201. Брянский завод дорожных машин в середине 60-х годов освоил производство 27-тонного экскаватора-дреноукладчика Д-658А для устройства закрытого дренажа на орошаемых землях. К концу 60-х эту модель сменил усовершенствованный экскаватор Д-659А.

После перестройки системы управления промышленностью в состав Минстройдоркоммаша вошел Харьковский экскаваторный завод, приступивший с 1963 года к производству роторных траншейных экскаваторов ЭТР-141, заменивших в производстве модель ЭР-6. Шестью годами позже в Харькове начали выпуск экскаватора ЭТЦ-2О5С, предназначенного для рытья траншей в грунтах сезонного промерзания и в вечномерзлых грунтах. Созданный на базе бульдозера Д-687С, экскаватор обеспечивал разработку грунта на глубину до 2 м.

60-70-е годы можно считать золотыми в отечественном производстве траншейных экскаваторов. Великие стройки социализма требовали все большего количества самой разнообразной техники, и родная промышленность чутко реагировала на запросы строителей. Ведущими отраслевыми КБ - ВНИИземмаш, Газстроймашина, Мелиормаш, ВНИИстройдормаш был разработан широкий спектр траншейных машин, а заводами отрасли освоено их серийное изготовление. И если до начала 60-х годов основным производителем траншейных экскаваторов в СССР являлся Дмитровский экскаваторный завод, дававший в 50-е годы более 70% общесоюзного выпуска, то уже в 1975 году, когда промышленность выдала на-гора 3517 траншейников, его доля составляла всего 17%.

В 1963 году Дмитровский завод изготовил опытную партию роторных экскаваторов ЭТР-131 с прицепным рабочим органом к трактору Т-140. Машина предназначалась для работы в комплекте кабелеукладочной техники. В 1964 году экскаватор был усовершенствован, новая модель ЭТР-132 характеризовалась повышенной в 1,5 раза производительностью. ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался заводом. В 1962 году основная модель предприятия -цепной экскаватор ЭТУ-353 заменяется ЭТУ-354, у которого горизонтальные шнеки для рытья ступенчатых траншей заменены пильными ценными откосниками. С 1976 года завод перешел на выпуск гидравлического цепного траншейного экскаватора ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4, имеющего более высокую (в 1,8 раза) производительность.

Дальнейшее развитие траншейные экскаваторы нашли в моделях ЭТЦ-252А и ЭТР-134, также базирующихся на тракторе ТТ-4. В 1982 году начато производство экскаватора-кюветокопателя ЭТЦ-151, в значительной степени унифицированного с машиной ЭТЦ-252А. Армия в 70-80-х годах также получает новые модели роторных траншейных экскаваторов. С 1975 года выпускается машина ТМК на шасси колесного тягача КЗКТ-538 (ИТК), после модернизации получившая обозначение ТМК-2. В 1978 году появляется еще один армейский экскаватор БТМ-4, созданный на базе гусеничного транспортера.

Высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности требовали выполнения больших объемов земляных работ. Создание новых моделей траншейных экскаваторов шло по пути повышения их мощности и производительности. Московский экспериментально-механический завод в 1962 году создает роторный экскаватор ЭР-10 с глубиной копания 2,5 м. В этот же период начинается производство еще более мощной машины с дизель-электрическим приводом - ЭТР-301, способной разрабатывать траншеи глубиной 3 м. В конце 60-х годов осваивается еще одна модель дизель-электрического экскаватора - ЭТР-231, отрывающего траншеи сечением 2,3x1,7 м. В первой половине 70-х годов Брянский завод ирригационных машин в содружестве с МЭМЗ приступил к производству роторного траншейного экскаватора ЭТР-204 на базе нового осваиваемого промышленностью трактора Т-130. Эта машина заменила в производстве экскаватор ЭР-7АМ. Модификацией экскаватора ЭТР-204 являлся ЭТР-223, в значительной степени с ним унифицированный. В середине 70-х годов МЭМЗ освоил еще одну модификацию на базе ЭТР-204-ЭТР-224.

70-е годы

На начало 70-х годов приходится создание поистине исполинского роторного экскаватора ЭТР-253, базирующегося на дизель-электрическом тракторе ДЭТ-250. 60-тонный агрегат с высокой производительностью разрабатывал траншеи глубиной 2,5 м и шириной 2,1 м по дну и 3,2 м по верху. Опытный образец изготовил МЭМЗ, а серийное производство модернизированной модели ЭТР-253А в 1972 году освоил Брянский завод дорожных машин. Еще одна модель роторного траншейного экскаватора - ЭТР-254, созданная на базе узлов и агрегатов тракторов Кировец К-701 и Т-130, выпускалась с конца 70-х годов на МЭМЗ. Она олицетворяла, наряду с ЭТР-231 и ЭТР-253А, мощь советского экскаваторостроения. Аналогов этим машинам в мире не было.

Расширялась номенклатура экскаваторов для мелиоративного строительства. В середине 70-х годов Брянский завод дорожных машин начал выпуск нового мелиоративного шнекороторного экскаватора ЭТР-206, унифицированного с траншейным экскаватором ЭТР-204. В это же время выпускается роторный траншейный экскаватор ЭТР-201Б, применяемый в комплекте машин для облицовки монолитным бетоном каналов глубиной до 1 м. Брянский завод дорожных машин в 1978 году перешел на выпуск экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406, сменившего Д-659Б. В 1977 году на Харьковском экскаваторном заводе освоено производство траншейного экскаватора ЭТЦ-208 на тракторе Т-130Г-1 для устройства дренажа в зимнее время в мерзлом грунте. В свою очередь, на Таллиннском экскаваторном заводе на базе этого экскаватора создан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206. В конце 70-х - начале 80-х годов в Таллинне начинается выпуск унифицированного семейства цепных экскаваторов ЭТЦ-208 на базе все того же трактора Т-130Г-1, а на базе трактора МТЗ-82 изготовляется новая модель цепного экскаватора ЭТЦ-165. В 60-80-е годы производством мелиоративных экскаваторов также занимался Мозырский завод мелиоративных машин.

Сегодня

Конечно, в короткой журнальной статье невозможно отразить всю историю развития отечественной отрасли траншейных экскаваторов. За полувековой промежуток времени - с 30-х по 80-е годы - в СССР было создано и серийно выпускалось более 100 моделей и модификаций траншейных экскаваторов. Немало машин несло на борту почетный пятиугольник - Государственный знак качества, а также экспортировалось в десятки стран мира. Сейчас выпуск траншейных экскаваторов сократился более чем в 10 раз. Общее количество изготовителей уменьшилось несильно, однако ряд крупных специализированных предприятий свернули производство траншейников, а некоторые и вовсе прекратили свое существование. Сильно изменилась и структура выпуска. Большинство производят навесные цепные агрегаты, устанавливаемые на базовые колесные и гусеничные тракторы. В числе этих предприятий Дмитровский экскаваторный завод, Копейский машиностроительный завод, Михневский ремонтно-механический завод, Орелстроймаш, Амкодор. Единственным отечественным предприятием, сохранившим производство специализированных траншейных экскаваторов на оригинальном шасси, является завод "Ирмаш.

Смотрите также

Как выбрать обои?


Читайте также:
Варианты очистки воды в быту Приточные установки БРИЗАРТ для вентиляции квартир Как сделать гостиную максимально современной? Многоуровневые потолки из гипсокартона – новый взгляд на привычные материалы! Минимализм: как оформить интерьер в этом стиле?