Архитектурная подсветка города
Эстетическое восприятие городских зданий и сооружений во многом зависит от архитектурной подсветки. Сегодня декоративное освещение памятников архитектуры, офисных зданий, банков, ресторанов и прочих объектов приближается к лучшим образцам западных городов.
Грамотно спроектированная система освещения позволяет выявить наиболее значимые элементы постройки для расстановки правильных световых акцентов. Вместе с тем, освещение архитектурных объектов в ночное время увеличивает продолжительность их экспонирования, позволяя даже в условиях ограниченной видимости воспринимать архитектурную ткань города.Освещение своей "недвижимости" постепенно становится престижным. С каждым годом наружному архитектурному освещению зданий будет уделяться все больше внимания.Специалисты фирм, внедряющих наружное освещение, активно используют приемы, принятые на Западе.Современная культура освещения и технические ресурсы сегодня дают возможность использовать свет как инструмент искусства.
Современное городское освещение - один из основных инструментов для создания собственного имиджа и привлечения клиентов. Уличные осветительные приборы можно условно разделить на три категории:
- Светильники общего уличного освещения
- Архитектурная подсветка
- Зенитные прожектора
На сегодняшний день оформление фасадов строений – не прихоть, а необходимость. Фасад - лицо дома. Его оформление подчеркивает индивидуальность здания, создаетне только эстетическое восприятие, но и несет информационную нагрузку.Стремление украсить фасады здания светом позволяет реализовать ряд потребностей:§ Привлечение внимания потенциальных клиентов; § Подчеркивание статуса и респектабельности компании; § Создания светоцветового облика здания.
Говоря о фасадном освещении, можно отметить, что оно способно не только подчеркнуть художественные, функциональные и стилевые особенности зданий, но и обеспечить выразительность объемно-пространственной и цветовой композиции отдельных объектов.
В идеальном варианте – архитектурную подсветку здания или сооружения необходимо проектировать на стадии проектирования всего объекта, так как можно сразу "заложить" элементы для монтажа архитектурной подсветки. Такой способ снижает затраты на монтаж элементов крепления для архитектурной подсветки после возведения здания или сооружения.
Для установки освещения в труднодоступных местах фасада и на высотных зданиях обычно обращаются за помощью к промышленным альпинистам.
Архитекторы считают, что современные приемы подсветки становятся в один ряд с такими инструментами архитектора, как работа с масштабом и пропорциями здания, формой и композицией объекта. За счет использования светофильтров можно каждый день полностью менять цвет объекта, ночью благодаря искусному освещению объект может выглядеть гораздо интереснее, чем днем. К примеру, если площадь фасада невелика и он не имеет характерных черт, то днем его трудно выделить, а ночью это проще сделать уже с помощью искусственного освещения.
Если офисное здание многоэтажное, днем оно является доминантой само по себе, но и вечером оно не должно исчезать в темноте. Благодаря архитектурному освещению здание может играть свою роль даже с большей эффективностью.
По общепринятому мнению, помимо эстетического фактора освещение обеспечивает дополнительные маркетинговые преимущества, что влияет на стоимость объекта. К тому же интересное световое решение может привлечь дополнительное внимание как к самому зданию, так и к тем офисам, которые в нем расположены.
Специалисты считают, что в коммерческой недвижимости удачный светодизайн – это один из секретов успешной сдачи в аренду бизнес-центра: после грамотно выполненных работ по световому оформлению стоимость аренды может возрасти на 20-30%. Кроме того, наружное освещение может весьма заметно повысить безопасность входов в здание и парковок и тем самым увеличить рыночную привлекательность.
Красивое освещение офисного здания — это одна из имиджевых составляющих для фирмы, находящейся в нем. Чем компания солиднее, тем качественнее и "богаче" принято освещать ее офис.
Но стоит отметить, что яркое световое оформление с целью выделить здание в ночное время требуется далеко не всем деловым зданиям. Значение имеет место, где оно расположено, а также архитектурное решение фасада. Здесь одно дело — когда здание стоит на центральной площади, где рядом масса освещенных объектов и сама магистраль освещена довольно интенсивно, и совсем иная ситуация — когда бизнес-центр находится в слабоосвещенной зоне, где глаз адаптируется к темноте. В таком случае даже вредно превышать уровень освещенности. По словам экспертов, все объекты в черте Москвы разделены на три ранга — городского значения, районного значения и местного значения. В зависимости от того, к какому рангу относится здание, зависит степень его освещенности.
С позиции светодизайнеров, главный принцип искусственного освещения — избирательность. Надо освещать достойные объекты, которых на периферии города мало. Другое немаловажное качество светодизайнера — это чувство вкуса. В центре больше "цветной" архитектуры (фасады зданий разнообразнее по цветовому решению), поэтому для освещения зданий здесь достаточно белого света, а на периферии, где господствуют серые панельные дома, нужен цветной свет. Доминантное значение общественных зданий на периферии усилится за счет использования не высокой яркости, а именно цветного света.
Вполне очевидно, что и вывеска играет большую роль в привлечении внимания к офису компании, поэтому она не должна остаться без должного внимания. Кроме того необходимо подчеркнуть декоративные особенности здания, осветить необычный архитектурный дизайн.
Эксперты считают, что архитектура постоянно стремится стать органичнее, ближе к природе. С традиционными материалами, такими как металл, бетон, кирпич, стекло, это сделать сложно, однако за счет использования света решить задачу гораздо проще. Природный свет живой, постоянно меняется. Искусственный — управляем, он имеет свои характеристики. В архитектурном светодизайне существует множество подходов, приемов и секретов создания светового образа, способов расставить акценты, выделить какие-либо элементы.
Здесь прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы подсвеченный объект визуально не распался на множество подсвеченных точек. Для этого необходимо общее освещение, создающее фон. Затем важно прорисовать силуэт здания, обычно при этом подсвечивают венчающие элементы. Кроме того, принято выделять тектонику (конструкции здания), для классических зданий это колонны, пилястры, карнизы, а для современных — конструктивные системы.
Кроме этого освещение зданий бывает статическое, когда в результате использования световых установок удается постоянно создавать требуемую картину, или динамическое, когда с помощью игры света картина меняется. Подсвечивают как плоскости фасадов, так и отдельные элементы.
Первые приборы для получения динамического света были установлены в Москве на здании Северного речного вокзала. С их помощью на шпиле здания, чтобы он ассоциировался с маяком, красный свет пульсировал и набирал яркость. Специальная установка вмонтирована и на парапете здания ГАИ на Садовом кольце, между пл. Маяковского и Самотечной. Там с помощью пяти групп прожекторов с тремя цветами света — красным, желтым и зеленым — цвета мягко переходят один в другой.
В определенной степени характер освещения фасада диктуют архитектурные особенности объекта. Например, в классических строениях часто освещают колонны или зону за колонами, чтобы подчеркнуть объем. Под сводом подсветка более яркая, свет направлен вниз, таким образом, до первых этажей здания доходит более мягкий разреженный свет.
Световое оформление имеет большое значение и для корпоративного стиля. Если у фирмы есть свой фирменный цвет, он используется и в освещении офиса. К счастью, запретов на цвета, применяемые в городском освещении, нет. Но всегда стоит руководствоваться чувством меры, а также задумываться над тем, в каком окружении находится объект.
По мнению экспертов, большое значение имеет то, на каком этапе реализуется проект освещения здания. Если здание уже существует, то здесь есть свои ограничения: можно ли расположить приборы, чтобы они днем не портили вид здания, проложить кабель так, чтобы его было удобно обслуживать. Если проектирование ведется для строящегося объекта, эти проблемы решить гораздо проще, особенно если налажен контакт с авторами архитектурного проекта.
Эксперты солидарны: если здание имеет стеклянный фасад, освещать его снаружи прожекторным светом неэффективно, потому что стекло или пропускает свет в помещение, или отражает его в небо. Поэтому используются другие системы освещения. В частности, наиболее целесообразной является система наружного освещения, смонтированного внутри здания на подвесном потолке, над витражами или на подоконниках. Правда, система работает только в том случае, когда здание занимает фирма, которая сама и управляет процессом. В противном случае от такого проекта заказчики отказываются.
Итак, сама подсветка является частью архитектурной концепции здания, поэтому стоимость светового оформления варьируется в зависимости от сложности архитектуры. Считается, что это одна из самых незатратных статей в бюджете строительства здания. Стоимость разработки проекта архитектурного освещения здания зависит от площади фасада и, по разным оценкам, может колебаться от 200 000 руб. до 1 млн руб. Стоит учитывать, что бюджет проекта также зависит от типа подсветки, стоимости монтажа, цены используемых ламп и т. д. Соответственно, чем выше класс здания, тем более дорогие приборы и системы используются в его освещении.
Дополнительно предстоят расходы на эксплуатацию оборудования. Приблизительно один раз в пять лет потребуется реконструкция установленной системы освещения, а по мере износа — замена ламп и арматуры. Цены на лампы достигают $100 за штуку, а за единицу арматуры придется заплатить около $300. Сегодня наиболее привлекательными с точки зрения эксплуатации являются светодиодные системы освещения, срок службы светодиодов настолько велик, что они не требуют замены.
Также следует учитывать высоту здания. Если для замены ламп придется вызывать альпинистов, расходы увеличиваются. Кроме того стоимость эксплуатации зависит от сложности системы: одно дело — протереть стекла светофильтров и поменять лампочки, а другое — перепрограммировать компьютеры управления динамической подсветкой.
На сегодняшний день эксперты в целом не удовлетворены качеством освещения деловых зданий в Москве. Но светодизайнеры считают, что зачастую не следует винить одно лишь освещение. Если архитектура здания неинтересна — панельная коробка без пластики, с плохим качеством строительства, — зачем ему делать освещение? К тому же до сих пор проектирование архитектурного освещения отдельных зданий ведется без учета окружающей среды. В этом случае необходимо разработать концепцию освещения улицы целиком, чтобы было ясно, какое здание главное, а какое – второстепенное, независимо от хозяина объекта, просто по своей градостроительной исторической роли, иначе вряд ли освещение станет украшением города.
Смотрите также
Как выбрать ванную?